Берегите музыкального руководителя

 
А.И.Буренина, заведующая кафедрой 
дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО


Как-то незаметно для всех наступил 21-й век. И этот факт заставляет размышлять о многих проблемах — личных и общественных, частных и глобальных. И поскольку наш журнал адресован музыкальным руководителям детских садов, мы невольно задумались: а что же произойдет с данной категорией специалистов в будущем? И чем наш журнал может помочь, что посоветовать?

Безусловно, на страницах нашего журнала для педагогов будет много нового практического и теоретического материала для работы с детьми, будет репертуар для проведения досуга детей и взрослых, организации интегрированных занятий и т.д. Мы также продолжим публикации в рубрике «Юридическая консультация», которst, надеемся, будут способствовать отстаиванию законных прав наших коллег.

Мы хотим обратить внимание наших читателей на самую главную проблему в российском музыкальном воспитании — сохранение самого музыкального руководителя как профессионала.

Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музрук нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т.д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое), оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Увы! Добиться справедливости пока еще очень сложно.

Но и этого мало!

Несмотря на мизерную оплату труда (зарплата музыкального руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимума), работа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т.д.), появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т.д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть, можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность)?

И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты, заведующие и главные специалисты всех уровней!
Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т.д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т.д.

Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения.

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они… да всего не перечислить.

И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:
уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.
Берегите музыкального руководителя!
Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!

 

http://www.muspalitra.ru/articles/01-n1-p2.htm

 

                                 ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ
  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО                                                                        УЧРЕЖДЕНИЯ 

Документацией музыкального руководителя являютcя:

- план воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на три месяца и календарный план на неделю;

- сводные таблицы по итогам диагностики;

- график работы;

- аналитический отчет о проделанной работе за год.

План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру (со стажем работы более 25 лет) – в форме перспективного плана.

В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая – с пением, ритмическая – с под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение).

Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки.

Форма записи – произвольная.

В начале и конце учебного года музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития. С учетом обследования детей педагог намечает мероприятия на следующий учебный период, ставит дополнительные задачи. Данные материалы включаются в годовой отчет.

График работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки.

Аналитический отчет о проделанной работе за год заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач музыкального воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе.

Функциональные обязанности музыкального руководителя.

 

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.

Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
32. Повышение своей профессиональной квалификации.  

Должностная инструкция музыкального руководителя Детского сада .

 

 1. Общие положения

1.1. Должность музыкального руководителя относится к категории специалистов.

Музыкальный руководитель является педагогическим работником.

1.2. В дошкольном образовательном учреждении Музыкальный руководитель назначается и освобождается от должности заведующим.

1.3. На должность музыкального руководителя назначается лицо имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Музыкальный руководитель непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением (далее - ДОУ)

1.5. Музыкальный руководитель образования должен знать:

* приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; * законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

* Конвенцию о правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену;

· индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;

· методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками, музыкальные произведения детского репертуара; при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения;

· современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;

· правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

· правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Музыкальный руководитель

2.1.Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.

2.2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

2.3. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения.

2.4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.

2.5. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.

2.6. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.

2.7. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

2.10. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.20. Принимает участие:

* в инновационной экспериментальной деятельности ДОУ;

* подготовке и проведении детских праздников, развлечений, спортивных мероприятий,

* открытых занятий для родителей и педагогов ДОУ.

3. Права

Музыкальный руководитель в пределах своей компетенции имеет право:

3.1. Участвовать в самоуправлении ДОУ в порядке, определенном Уставом.

3.2. Принимать участие:

*во всех смотрах-конкурсах ДОУ и округа;

* в инновационной деятельности ДОУ;

* семинарах, тренингах, организуемых на базе ДОУ и научно-методического центра (НМЦ).

3.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.4. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования,
за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

3.5. Вносить предложения:

* по улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда;

* об участии своей группы в конкретных проектах образовательного цикла;

* по совершенствованию образовательного процесса.

3.6. Повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.

3.7. Получать консультативную помощь от старшего воспитателя, педагога- психолога, специалистов учреждения.

4. Ответственность

Музыкальный руководитель несет ответственность:

* за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в соответствии с законодательством об образовании и трудовым законодательством;

* правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,

в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

* причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

Обзор парциальных программ по музыкальному воспитанию дошкольников

 

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»
К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан

Цель программы — общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «ЗВУК – ВОЛШЕБНИК»

Т.Н.Девятова

Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Курс программы рассчитан на 1 год при проведении занятий 1 раз в неделю и разделён на четыре этапа, состоящих из нескольких тем.

Первый этап начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. Второй этап способствует созданию детьми простейших инструментов по образцу, воспроизведение ритмического рисунка песенок, попевок, потешек. На третьем этапе  дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения. Четвёртый этап – повторение названий музыкальных инструментов, созданных детьми и закрепление навыков игры на них.

 

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»
М. А. Трубникова

Цель программы — обучение детей трех — шести лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА  «КАМЕРТОН»

Э. П. Костина

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. Программа  разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина.

Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющей  музыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения и  оказать коррекционную помощь. Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей;  в заключение  каждой ступени изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.

 

ПРОГРАММА «ЛАДУШКИ»

И. Каплунова, И. Новооскольцева

            Программа ориентирована на возраст детей от 3 до 7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

            Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.  

          Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Музыкальный материал, данный в программе, не обязателен для педагога. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия. Предлагается много интересных идей. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

 

ПРОГРАММА «МАЛЫШ»
В. А. Петрова

Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (третий год жизни). Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

         В программе предусмотрены материалы по работе с воспитателями и родителями.

         Рекомендована Министерством образования РФ.

 

 

ПРОГРАММА «МИР  МУЗЫКИ  И  РЕБЁНОК  В  НЁМ»

А.В.Шумакова

Цель программы: развивать музыкально-эстетическое сопереживание как основу музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Смысл программы в том, что ведущей ценностью музыки выступает эмоциональный мир человека.

Содержание программы ориентировано на развитие основ музыкально-эмоциональной сферы и культуры чувств ребёнка. Оно реализуется в разделе слушания музыки. Содержательный аспект программы выстраивается по спиралевидной структуре: от  осмысления своего эмоционального состояния, рождённого музыкой, к пониманию эмоционального состояния другого человека.

 

ПРОГРАММА «МОСКВИЧОК»

Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников от 3 до 7 лет. Цель программы: воспитывать эстетическую культуру и развивать детское художественное творчество. Программа предусматривает использование синтеза искусств и деятельностей, что позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, чувств. Методика программы строится так, чтобы в процессе её усвоения ребёнок приобретал новые знания, умения через собственный опыт.

 

ПРОГРАММА « МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ»

Т.Ф.Коренева

Программа рассчитана на дополнительные занятия по ритмике с детьми старшего дошкольного возраста. Для успешного решения задач по ритмике используется  высокохудожественная музыка (классическая русская и зарубежная). Репертуар отбирается по разделам:

I.     Характер музыки, средства музыкальной выразительности.

II. Музыкальная форма.

III. Комплексы ритмической гимнастики.

IV. Историко-бытовые и современные танцы, парные композиции, элементы русской классики.

V. Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами.

VI. Упражнения для рук.

VII. Игровое творчество, инсценирование песен.

 

ПРОГРАММА «МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

С.И.Мерзлякова

Программа представляет собой модульную педагогическую систему воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Она состоит из комплекса модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников.

К программе предусматривается приложение с перспективным планированием, конспектами занятий, занимательными играми и упражнениями, другим методическим и дидактическим обеспечением. Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

 

«КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ
Т. С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина

Раздел «Музыкальная деятельность» (М.Б.Зацепина)

 

Программа является целостной интегрированной  по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного – как классического, так и народного, театрального).

Программа построена  на основе обучения, которое носит развивающий характер, что способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей. Ещё один важный принцип программы – интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей. 

            Программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до семи  лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства – досуги и развлечения.

 

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Д.А.Рытов

Основная идея программы – воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры. Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчитана на 6-летний период обучения. Познавательная ценность программы   — в изучении истории русской культуры в обрядах и праздниках, рассмотрении народных инструментов как произведений прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучение игре на народных инструментах, их изготовление и применение на практике, организация эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности.

            Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ РЕБЁНКОМ

РУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СЕБЕ

М.Л.Космовская

Программа нацелена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Особенность её содержания – неразрывная связь языческих и христианских представлений об окружающем мире. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, основанный на сочетании постоянных календарных (Новый год, Рождество) и переходящих (Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица) праздников. Программа рассчитана на 3 года.

 

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
О. П. Радынова

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. В центре программы –  развитие творческого  слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «МУЗЫКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЭМОЦИЙ»

А.В.Шувалова

Все виды художественной деятельности по восприятию музыкальных произведений предваряются этико-эстетическими беседами об эмоциях на темы: «Язык эмоций», «Как возникают эмоции?», «Эмоции и лицо человека», «Эмоции и жесты», «Эмоции и движения тела», «Эмоции и слова».

 

ПРОГРАММА «ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ»

Л.Р.Меркулова

Программа рассчитана  для кружковой работы с детьми  старшей и подготовительной группы.

1 раздел. «Что ребёнок должен знать об инструментах и оркестре?»

2 раздел. Подготовительные упражнения при обучении игре на ксилофоне, металлофоне, колокольчике.

3 раздел. Работа с оркестром.

4 раздел. Оркестровое сопровождение музыкально-ритмических движений, пения, игр.

 

ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ХОРЕОГРАФИЮ»

А.А.Матяшина

            Программа предназначена для дополнительного образования в средней, старшей, подготовительной группы.  Дошкольники знакомятся с историей танца, некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии от классики до современности. Развивается способность к танцевальной импровизации. Формируется умение выразить услышанный музыкальный образ в рисунке, пластилине. Предполагается  итоговое занятие с присутствием и непосредственным участием родителей. Обучение строится последующим разделам:

I.                    Экзерсис у опоры и в середине зала.

II.                 Партерная гимнастика.

III.               Танцевальный образ.

IV.              Слушаем и фантазируем.

V.                 Танцы.

       Первые 3 раздела имеют обучающую цель, два последних направлены на развитие творческих способностей.

 

ПРОГРАММА «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

А.И.Буренина

      Цель программы: развивать ребёнка в возрасте от 3 до 9 лет, формируя средствами музыки и ритмических движений разнообразные умения, способности, качества личности.

Задачи:

1.Развитие музыкальности;

2.Развитие двигательных качеств и умений;

3. Развитие творческих способностей;

4. Развитие и тренировка психических процессов;

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого. Автор предлагает методические рекомендации,  практический материал – 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций  и аудиозаписи к ним. Используемый музыкальный материал – от детских песенок до симфонических произведений композиторов-классиков.

 

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»
К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства – опера и балет.

В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия» музыкального репертуара, «Методические рекомендации», аудиозаписи и набор слайдов.

ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Е.А.Дубровская

Программа адресована педагогам, работающим по программе «Из детства – в отрочество». Главным в программе является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребёнка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной. К традиционным видам музыкальной деятельности добавлен новый – музыкально-образовательная деятельность (начиная с пятого года жизни). Существенно расширен раздел «Слушание – восприятие», содержание которого  направлено на развитие познавательной активности у детей.

 

 

ПРОГРАММА  «ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ»

Т. Н. Сауко, А. И. Буренина

            Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим  движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Кроме того, предлагаются авторские пляски с текстом на популярные народные мелодии. Новизна программы в том, что собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

Программа состоит из трех частей:

содержание работы в течение года;

подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами;

 сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала.

ПРОГРАММА «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Т.Э. Тютюнникова

Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Расчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста.

Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям:  учебному, творческому и концертному. По каждому из них программа содержит конкретные рекомендации для педагогов.

Программа снабжена учебно-методическим комплектом.

 

Дополнительные программы дошкольного образования:

Программа «В мире бального танца»

Программа «Горенка»

Программа «Музыка с мамой»

 

Программа «Оберег»

Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе.pdf
Adobe Acrobat документ 197.1 KB

Сайт для педагогов.

По методике музыкального образования у музыкального руководителя должны быть перспективный и календарный планы.

 

Перспективный план продумывается и составляется с учетом воспитательных задач на каждую возрастную группу на 1-3 месяца. В этом плане должны найти отражение разнообразные формы музыкального воспитания. Формы работы с детьми -это занятия (причем различные его варианты - традиционное или типовое, тематическое, доминантное, интегрированное, комплексное) и примерный репертуар, развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность, использование музыки в повседневной жизни. Формы работы с педагогами и родителями - консультации, или беседы, или мастер-классы и т.д. 

На основе перспективного составляется календарный (повседневный) план. В этом плане намечается и учитывается работа по музыкальному воспитанию в течение дня: определяется и конкретизируется содержание музыкального занятия, намечается индивидуальная работа или подгрупповая (при подготовке сюрпризных моментов или музыкальных номеров), планируется самостоятельная музыкальная деятельность, предусматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка (в часы досуга, игровую деятельность, другие занятия, на прогулке и т.д.).

Планирование с сентября
календарные планы с сентября.docx
Microsoft Word документ 105.3 KB
Планирование с января
календарные планы с января.docx
Microsoft Word документ 64.9 KB
Планирование с апреля
календарные планы с апреля.docx
Microsoft Word документ 54.4 KB
ОБЯЗАННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.Все музыкальные руководители детских дошкольных учреждений района должны участвовать в мероприятиях проводимых по плану РМО;
2. знать Закон РФ "Об образовании", "Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе",нормативные документы, методические требования к квалификационным категориям, владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
3.члены и руководители РМО несут ответственность за выполнение поставленных перед ними задач, функций и обязанностей.
Анализ занятия
анализ занятия.doc
Microsoft Word документ 33.5 KB
О праздниках в дошкольном учреждении.
о празднике в дошк учрежд..doc
Microsoft Word документ 266.5 KB
Анализ праздника
анализ праздника.docx
Microsoft Word документ 14.6 KB
Реализация образовательной области "Музыка"
реализация образовательной области Музык
Microsoft Word документ 407.0 KB
СанПиН
СанПиН 2.4.1.1249-03 .docx
Microsoft Word документ 18.7 KB
Новые должностные обязанности музыкального руководителя. Циклограмма.
2011ciklogrammamuzruk.doc
Microsoft Word документ 69.5 KB
Задачи музыкального воспитания детей.doc
Microsoft Word документ 25.0 KB

Оборудование зала

В детском саду  музыкальные занятия  проводятся зала в зале или групповой комнате. 
Зал должен быть просторным, светлым, строго и красиво (без излишеств) убранным,

особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные

пастельные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, матовые светильники, цветы

в декоративных вазах. Для оформления зала используются декоративные панно,

эстампы, портреты композиторов, рисунки детей  и  т. д. 

Большое внимание уделяется оформлению центральной стены. 
Для пианино следует выбрать такое место,  чтобы педагог, сидя за инструментом,

мог видеть всех детей. 
Поскольку в большинстве детских садов зал служит одновременно местом проведения

физкультурных занятий,  то здесь находится  и  спортивный  инвентарь: 

мячи,  гимнастические палки,  обручи  и т. д. 

Это оборудование  можно  использовать и  во  время музыкальных занятий.

Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты

для плясок, игр, ТСО, методическая  литература   хранятся   в   секционных шкафах в зале

либо в методическом кабинете. Все оборудование должно отвечать современным

эстетическим и педагогическим требованиям. 
Соблюдение гигиенических требований не менее важно.

Перед каждым занятием зал хорошо проветривается, делается влажная уборка. 

Пол  в  зале лучше всего застелить ковром или паласом чтобы во время движений дети

не поскользнулись. 

На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей

движения одежде и легкой спортивной обуви.

Оборудованиеместа для самостоятельной музыкальной деятельности детей

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т. е. действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно 
успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1—2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается. 
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них — самоделки отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. 
Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и небольшой набор грампластинок с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт».

 

 

План работы РМО музыкальных руководителей на 2016 -2017 учебный год
План работы РМО музыкальных руководител
Adobe Acrobat документ 200.6 KB

Диссеминация ОИД.

 

Размещение материала на образовательном портале «XXI ВЕК»: конспект мероприятия, посвящённого Дню защиты детей.

Размещение материала на образовательном портале «ЛИМПОПО»:                                             

- «Широкая масленица. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста»; - Сценарий выступления на этнографическом фестивале «Мы вместе» «Дружба народов. Русская и казахская национальность»

Размещение материала на сайте центра творчества «Мои таланты»: Конспект занятия, посвящённого празднованию Дна Победы в Великой Отечественной войне.              Размещение материала на сайте «Солнечный свет»:                                                                           

- Сценарий праздничного конкурса «А ну-ка,бабушки!»                                                              - Сценарий праздничного мероприятия «Выпускной утренник»

- Сценарий мероприятия, посвящённого Дню защиты детей  «Я нарисую новый мир»                                                                 

- Статья «Средства приобщения детей к театральному искусству»                         Размещение материалов на интернет - сайте МДОБУ Детский сад комбинированного вида «Солнышко»    http://xn--d1amcidadtr8c6a.xn--p1ai/

на интернет сайте https://solncemoie-muz.jimdo.com/                                                                В рамках  методического объединения музыкальных руководителей района провела консультацию по теме: «Как организовать взаимодействие с родителями воспитанников имеющими музыкально – творческие способности».   Обобщила опыт работы по теме: «Создание условий  развития музыкально – творческих способностей у одаренных дошкольников». Участвовала в подготовке детей из разных садов района для участия  в акции «Вальс Победы»: выступление на площади посёлка совместно со школьниками.

Принимала участие в семинаре «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста»,  в педагогическом совете  «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников», проводимых в ДОУ.

     Работаю над сценариями календарных праздников для детей всех групп детского сада, учитывая требования ФГОС, для  воспитанников старших групп ДОУ включаю номера с участие музыкально - творчески одарённых детей.