Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает: 


  • развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического 

  • отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах 

  • искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 

  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 

  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, 

  • конструктивно-модельной, музыкальной). 


Реализуя задачи программы художественно – эстетического раздела «Музыка», в ходе всех видов деятельности (непосредственно образовательной, совместно воспитанников с педагогом, самостоятельной деятельности детей) совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

 

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

адачи образовательной области «Художественно - эстетического развития» 


  • воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. 

  • формировать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки

  • развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте. 

  • развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки. 

  • способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах. 

  • способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. 

  • стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. 


Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». Распознавание настроения музыки на примере высокохудожественных произведений композиторов классиков, народной музыки, фольклора. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трехчастных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Определение музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э.Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и других) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и других).

Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.



Результаты образовательной деятельности. Достижения ребенка: 


  • Развита культура служительского восприятия. 

  • Ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делиться впечатлениями. 

  • Музыкально грамотен, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов. 

  • Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности. 

  • Участник всех видов тк театрализации (инсценирование, постановка этюдов, спектаклей). 


К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Таким образоммузыка - как средство эстетического воспитания в дошкольном учреждении реализуется в образовательной деятельности художественного цикла (музыкальном, рисовании, развитии речи).

 

 

                             Чему учит музыка

 
 Авторская статья Версия для печати  


Старые песни и главное

На протяжении веков музыка признавалась незаменимым средством развития духовной культуры человека. Во многом — из-за своего эмоционального воздействия на нас.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании. Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.

В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.

Советский Союз, провозгласивший доступность образования для рабочих и крестьян, не мог обойти стороной музыкальный вопрос — и многочисленные школы открыли свои двери для всех желающих приобщиться к миру прекрасного. Не случайно именно тогда родился лозунг "Музыку в массы". Концерты классической музыки входили в обязательную программу выходного дня любого человека, который хоть в малой степени относил себя к среде интеллигенции. Сессии в домино и шашки в московских дворах сменялись бурными дебатами о том, кто из современных пианистов тоньше интерпретирует музыку Рахманинова. В то время родители считали своим долгом отдать ребенка в музыкальную школу...

Однако сегодня многое изменилось. Вопрос о выборе будущей профессии решается порой кардинально: изучаем лишь то, что однозначно будет способствовать финансовому успеху в будущем. При этом роль музыки в развитии личности отходит на задний план.

Казалось бы, музыкальное образование навсегда утратило свою привлекательность, уступив место менеджменту, экономике, праву, психологии, финансам и прочим "материально ориентированным" профессиям.

Однако стоит знать и помнить, что занятия музыкой способны помочь еще и освоить общеобразовательные школьные дисциплины! А главное — благодаря музыке вы получите множество навыков, которые пригодятся вам и в дальнейшей жизни, даже если выбранная вами профессия не будет связана с миром искусства.

О том, что музыка может помочь в освоении и других далеких от нее профессий, известно уже достаточно много. Успешные карьеры тех, у кого за плечами имеется музыкальное образование, способны красноречиво убедить даже самых стойких из скептиков в необходимости занятий музыкой еще в школьные годы. А родителей — познакомить своих детей с миром музыки как можно раньше.
Все возрасты покорны нотам

Американские ученые на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать разнообразные аккорды и созвучия. Впоследствии их детей сравнили с младенцами, которые подобную "музыкальную школу" не проходили. Обнаружилось, что дети-"музыканты" гораздо лучше следили глазами за предметом, быстрее начинали держать бутылочку двумя руками; у них быстрее развивался речевой аппарат, они раньше начинали произносить не просто слоги, но целые слова и складывать из них небольшие фразы. Было отмечено благотворное влияние музыки и на развитие недоношенных детей — воздействие музыкой помогало нормализовать их сердцебиение, поглощение кислорода и снизить их реакции на боль. Недоношенные дети легче переходили с внутривенного питания на обычное именно под музыку.

К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение. Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает. Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.
От языков до математики

Поскольку основа речи — это не слова, а интонирование, занятия музыкой станут хорошим подспорьем в изучении иностранных языков. Ведь, как известно, изучение языка — это не только понимание его грамматических и лексических особенностей, но еще и стремление правильно воспроизводить произношение и интонацию. И тут у того, кто много лет занимался развитием слуха, возникает преимущество перед его немузыкальными сверстниками. Когда ваш музыкальный слух развивается, вам становится намного проще осваивать звуковые премудрости иностранной речи.

Музыка помогает и занятиям математикой. Недаром еще в древности Пифагор объявил музыку точной наукой. По мнению античных исследователей, она подчинялась объективным законам и существовала вне зависимости от прихоти человека. Конечно, "золотое сечение" существует и в живописи, и в скульптуре — но как же режет слух расстроенная гитара!

Композитор Игорь Стравинский утверждал, что музыкальное и математическое мышление более чем родственны. Неслучайно среди музыкантов встречаются люди, талантливые и в математических науках тоже: дирижер Эрнст Ансерме, композитор Эдисон Денисов... Кстати, известно, что Альберт Эйнштейн в свободное от научных опытов время любил поиграть на скрипке.

Были проведены своеобразные "замеры" математических успехов среди детей как из простых, так и из материально благополучных семей. После длительных музыкальных занятий у детей из бедных семей успеваемость по математике улучшилась очень заметно, они приблизились по результатам к тем ребятам, у которых стартовые условия были комфортнее. Из тех же, кто музыкой не занимался, улучшило свои результаты по математике вполовину меньшее количество детей.
Сложное дело!

При освоении практически любой профессии музыканты оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Большинству из них удается преуспеть: их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми неизбежно чревато всякое новое дело. Они упорны, настойчивы — и вместе с тем гибки и обладают неоценимым ощущением настоящего момента. Музыка приучает к внимательности при выполнении заданий, она учит человека слушать и слышать, развивает память, координацию движений.

Россиянка Т. Маляренко в 1996 году сравнила данные энцефалограмм семилетних детей. Оказалось, что у тех, кто уже начал заниматься музыкой, возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга. Полушария начали работать более гармонично, более слаженно, как бы лучше "слушая" друг друга.

Вообще музыкальные и речевые центры в мозгу человека расположены близко друг к другу. Поэтому занятия музыкой способствуют усвоению речи и влияют на речевое развитие человека с детских лет. А кроме того, во время пения мозг занят одновременно двумя параллельными процессами: вести мелодию и произносить текст означает делать 2 разных дела.

Обучаясь игре на фортепиано, человек учится координировать действия одновременно двух рук: поскольку партия правой и левой рук часто различны по нотам, это заставляет мозг обрабатывать одновременно два действия — и выдавать единый гармоничный результат.

Чрезвычайно полезным педагоги-музыканты признают также чтение с листа по нотам. Оно позволяет далеко видеть и сравнивать сложные пространственные фигуры, способствует мгновенному "схватыванию" свойств этих пространственных фигур, а также умению мгновенно переводить увиденное и понятое в физические действия в условиях крайних временных ограничений. Такие качества помогут в дальнейшем и авиадиспетчерам, и пилотам — и всем тем, перед кем на работе стоят сложнейшие задачи на быстроту реакции и координацию нескольких действий одновременно.
В нужной тональности

Занимаясь музыкой, человек словно примеряет на себя разные роли: сегодня он играет классику (Моцарта, Гайдна), завтра — романтиков (Листа и Шопена), а послезавтра он и вовсе экспрессионист, озвучивающий опусы Шёнберга или Берга. Музыка постоянно учит человека меняться, он становится более восприимчивым и готовым адаптироваться к миру.

В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.

Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.

Кстати, отдельно изучалась даже связь музыкальных способностей и преступных наклонностей. Выяснилось, что поющие в хоре вовлекались в преступную деятельность реже остальных людей — а те, кто умел читать ноты с листа, по мнению ученых, не становились преступниками никогда.

Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя. И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата. Недаром среди политических звезд так много тех, кто в детстве уделял значительное внимание серьезным занятиям музыкой. Из нашей политической элиты можно вспомнить Эльвиру Набиуллиуну (фортепиано) или Алексея Кудрина (ударные). Из западной — Кондолизу Райс. В детстве профессионально занимавшаяся игрой на фортепиано, она может похвастаться тем, что в 15 лет сыграла один из фортепианных концертов Моцарта с Денверским симфоническим оркестром. Кстати, и в настоящее время Райс иногда дает концерты камерной музыки.
Люди-аккорды

Музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает достаточно сложно.

С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой — очень стабильны, и их нелегко сбить с толку.

Музыканты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу своей способности адаптироваться и понимать других людей они прекрасно работают в команде.

Музыканты готовы к риску — и вместе с тем они не останавливаются на простых решениях.

Они умеют видеть, как подать тот или иной материал ярко и подробно — и в то же время они могут отвлечься от этих подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.

Они умеют предвидеть возможные завтрашние последствия своих сегодняшних решений.

Музыка всесторонне помогает подготовиться ко взрослой жизни. Не зря композитор Д. Д. Кабалевский утверждал: "Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии".

Вероника Затула,
композитор, педагог

 

 http://www.7ya.ru/article/Chemu-uchit-muzyka/

Кирнарская Д.К. доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных. 


           Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу 


Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

 

 http://muzrukcom/175.jimdo

                                     Музыка развивает мозг ребенка 

Музыка обладает возможностью поднимать наш мозг на более высокий уровень мышления – для решения проблем, сравнения и противопоставления сходств и различий между объектами, анализа, формулирования вывода, обобщения и оценки информации.

В ходе последних исследований, было установлено, что музыка может помочь в развитии навыков рассуждения человека в пространственно-временной форме. Пространственно-временная форма рассуждения – способность воспринимать визуальный мир точно в форме мысленных образов объектов. Под этим подразумевается способность рассматривать изображения, как целиком, так и отдельные их части, сравнивать и находить взаимосвязи между структурами и частями объектов.

Многие исследования и эксперименты доказывают силу влияния музыки на развитие мозга. Ниже приведены некоторые примеры данных исследований 90-х годов:

Исследование №1:

В 1994 году ученые из Университета Калифорнии в Ирвине провели эксперимент, позволяющий выяснить связь между пространственным мышлением и музыкой. Они разделили 70 студентов колледжа на три группы. Каждая группа получила определенное задание.

Первой группе была предоставлена возможность прослушать 10 минут сонату Моцарта для двух фортепиано. Вторая группа прослушала 10 минут современной ритмично повторяющейся музыки. А третья группа вообще не слушала никакую музыку. В результате – при выполнении задания второй и третьей группами не было замечено большого различия. Однако студенты из первой группы, которые слушали музыку Моцарта, отличились. Наблюдался рост в их пространственном IQ от восьми до девяти пунктов всего за 10 минут! Хотя эффект был временным, ученые пришли к выводу, что определенные элементы в музыке привели к улучшению в пространственно-временных рассуждениях студентов. Этот феномен сейчас известен как » Эффект Моцарта».

Исследование №2:

После указанного выше эксперимента, который показал, что, прослушивание музыки приводит к кратковременному улучшению пространственно-временного суждения, ученые начали изучать, может ли быть продлен данный эффект путем изучения музыкального инструмента.

Чтобы узнать результат, ученые провели испытания с помощью 33 детей дошкольного возраста в Лос-Анджелесе. Они выбирали 3-летних детей, потому что кора их головного мозга все еще находится на стадии созревания, и любое воздействие с помощью музыкального образования будет наблюдаться более явно по сравнению с формировавшимся мозгом взрослого человека.

Первая группа состояла из 19 детей, с которыми проводились уроки игры на клавишных инструментах и уроки пения в течение восемь месяцев. Остальные 14 детей не получали какой-либо подготовки. Обучение первой группы состояло из еженедельных частных уроков игры на клавишных инструментах от 10 до 15 минут и ежедневных 30-минутных уроков пения.

После 8 месяцев с детьми провели испытания. Они должны были выполнить 5 заданий для проверки их пространственного мышления:

- По части зашифрованного изображения сформировать полную картину;

- Собрать фигуры по образцу, используя плоские цветные палочки;

- Размещение пазлов правильного цвета в пустые места на изображенных животных;

- Выложить геометрические фигуры, воспринимая названия на слух;

- Описать, что было «неправильным» или «глупым» на картине.

И здесь были получены следующие результаты:

Пространственно-временное суждение детей в группе без подготовки улучшилось лишь на 6 процентов. В то время как дети из группы, которая получила музыкальную подготовку, показали значительное улучшение в их пространственно-временном мышлении на 46 процентов!

Исследование №3:

Для подтверждения результатов вышеприведенного эксперимента, ученые провели еще одно испытание. На этот раз они приняли другую группу из 78 детей дошкольного возраста и разделили на четыре подгруппы:

- Первая группа состояла из 34 детей, которые получали частные уроки игры на фортепиано ежедневно;

- Вторая группа состояла из 20 дошкольников. Детей в этой группе обучали работе на компьютере по 10 минут каждый день;

- В третьей группе было 12 детей, которые получали уроки по пению;

- Последняя группа была контрольной, где дети не посещали каких-либо уроков.

Детей, были испытаны после 6 месяцев, и результаты:

У детей из первой группы было замечено наиболее резкое улучшение в пространственно-временном мышлений – прогресс составил 34 процента!

Исследование №4:

В 1998 году ученые выполнили еще один эксперимент с помощью математической компьютерной игры в сочетании с уроками игры на фортепиано или обучения английскому языку. Этот эксперимент был проведен в течение 4 месяцев.

Дети были разделены на 3 группы:

- Группа 1 состояла из детей, которые изучали игру на фортепиано и математические видеоигры;

- Группа 2 состояла из детей, которые обучались английскому языку и изучали математические видеоигры;

- Группа 3 была контрольной и не получала какой-либо подготовки.

После четырех месяцев, были проведены испытания, и получились следующие результаты:

Дети в группе 1 и 2, которые прошли подготовку с помощью компьютерной игры показали 100-процентное улучшение в их математических навыках по сравнению с контрольной группой. Кроме того, дети, которые получали уроки игры на фортепиано вместе с математической видеоигрой, выполнили задания на 27 процентов быстрее по вопросам, касающимся пропорциональной математики, чем те, которые прошли подготовку по английскому языку и математике. И, наконец, учителя групп также сообщили, что дети, которые обучались игре на фортепиано были более внимательными и сконцентрированными!

                                     ЛЕЧЕБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ

Немногие знают, насколько сильно музыка влияет на психику и здоровье человека. Вы смотрите триллер, где на фоне изображения звучит резкая мелодия, и сами не замечаете, как усиливается напряжение, учащается пульс, сужаются сосуды и повышается артериальное давление. Даже во время еды музыкальное сопровождение влияет на процесс ее усвоения. Так что обед под соответствующую музыку оправдан не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения.
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство. Так, например, В Древней Греции одним из главных требований к врачам было непременное знание музыки.
Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний. Более 70 университетов Европы готовят специалистов-музыкотерапевтов, есть даже Всемирная и Европейская ассоциации музыкотерапии. На Западе музыкальная терапия используется практически во всех медицинских отраслях. В хирургических клиниках она помогает человеку расслабиться перед операцией или сложной процедурой, снизить болевые ощущения, а значит уменьшить и дозу обезболивающих лекарств.
Лечение музыкой широко используется и в Беларуси. Музыкотерапия применяется в психиатрии, наркологии, а в последнее время и при реабилитации пациентов, перенесших инсульт. Все чаще для обезболивания и расслабления музыку используют врачи-стоматологи и акушеры.
О том, какая музыка и как влияет на организм человека, нам расскажет врач-психотерапевт Минской городской детской поликлиники №10 Алла Владимировна Берняк.

— Алла Владимировна, почему музыка используется при лечении психических заболеваний?

— Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы: горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Научно доказано, что музыкотерапия регулирует эмоциональное состояние, облегчает осознание собственных переживаний, повышает социальную активность.

— В чем же заключается целительное воздействие музыки?

— Воздействие музыки на организм человека до сих пор изучено не до конца. Хотя еще в Древней Греции ею укрощали безумных и доводили себя до экстаза на празднествах Диониса. Ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные факторы, такие как, например, ритм, конструируют определенные переживания, вызывая синхронизацию биологических ритмов — сердца, дыхания и мозговых волн — в соответствии с “пульсацией” музыки. И поскольку именно неправильный образ мыслей вызывает расстройство эмоциональной сферы, то успех музыкальной психотерапии во многом определяется тем, насколько полно удается психотерапевту сформировать у пациента навыки оптимистического мировоззрения.

— Для лечения каких заболеваний “прописывают” сеансы музыкальной терапии?

— Это и эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства, отклонения в поведении, коммуникабельности, а также психосоматические заболевания.

— Есть мнение, что лечебными свойствами обладает только классическая музыка...

— Вовсе нет! Это может быть фольклорная и популярная, эстрадная и джазовая, камерная и оперная, симфоническая. Главное, чтобы эта музыка была мелодичной, вызывала умиротворение и нравилась конкретному человеку. О вкусах спорить бесполезно, но уже доказано, что люди, отдающие предпочтение металу, року, чаще страдают различными заболеваниями. Дело в том, что в этой музыке присутствуют такие звуковые частоты, которые могут стимулировать рост отдельных патологических клеток, включая раковые.

— Как правильно подобрать музыку, например, при депрессивном настроении?

— Если возникает депрессивное состояние, слушать музыку нужно обязательно. Начните с задумчивых и грустных, а затем включите радостную и веселую мелодию. Оттенки печали передаются медленной минорной музыкой, а радость выражают быстрые мажорные мелодии. Главное, вначале подобрать музыку максимально соответствующую настроению, а затем, подбирая мелодии, постепенно выравнивать свой эмоциональный фон. Во время такой процедуры внимание следует сосредоточить только на музыке и следить, как она действует — усиливает положительные эмоции или наоборот.

— Слушать музыку лучше в пассивном состоянии?

— Музыкотерапия может быть как активной, так и пассивной. При активной форме человек может сам писать музыку, играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь. При пассивной — только слушать специально подобранную музыку.

— Значит, излечиться от многих недугов помогает не только прослушивание музыки, но и ее непосредственное воспроизведение — пение?

— Конечно. Ведь недаром профессия певцов — профессия долгожителей. Искусство пения — это прежде всего правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% — во внутренние органы. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса.

Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения.

                                                             Игры на кухне. 

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребенка.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками. Скорлупу можно раскрасить любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этих игр нужно не обычное, а соленое. Такое тесто после высыхания делается словно камень. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная бумага, наждачная бумага и т.д.

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то пока можно укрепить их на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук “с”. Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет “селедка”, то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук “ч” – чашки, чайник, а затем с звуком “л” – ложки, вилки, салатник и т.д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук “р”. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Картофель или капусту?
Арбуз или дыню?
Персики или бананы?
Лук или огурцы?
Помидоры или баклажаны?

Жили-были разные слова. Но однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах:

босака (собака)

ловосы (волосы)

лекосо (колесо)

посаги (сапоги) и т.д.

Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком “щ” и назови новое слово.

Был кит, а стал щит, тучка – щучка, река – щека, венок – щенок, мель – щель.

Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т.д.), в которую мы их будем складывать.

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?…

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда ! Играем в слово!

Угостим друг друга “вкусными” словами. Ребенок называет “вкусное” слово и “кладет” его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не “съедите” все.

Можно поиграть в “сладкие”, “кислые”, “соленые”, “горькие” слова.

Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т.д.

И, наоборот, из чего получается апельсиновый сок?

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребенка.

О колоссальной пользе, которую возможно извлечь из занятий музыкой, сказано немало. Но некоторые родители все, же не спешат отдавать своих детей заниматься в музыкальные кружки, аргументируя это примерно так: « Откуда у него способности к музыке? Он и петь-то не умеет» или так: « Он у меня совсем немузыкальный!».

Как же они заблуждаются! Даже если у ребенка не наблюдается чувство ритма и склонности к пению, это совершенно не означает отсутствие у него музыкальных способностей. Посудите сами, природа щедро наделила каждого из нас слухом, посредствам которого мы можем отличить шум ветра от шума воды, плач от смеха, скрип от шороха. Если человек способен улавливать и различать звуки разной частоты, почему же он не сможет освоить звучание семи нот, из которых, по сути, и состоит музыка?! 
А Вы никогда не задумывались над тем, каким образом Моцарт, Бах и Бетховен стали известнейшими композиторами?! 
Все дело в том, что развитие музыкальных способностей этих гениев началось еще в утробе матери. 
В те далеки времена, занятие музыкой были очень популярны в кругу знатных семей. Поэтому дама из высшего общества должна была обязательно владеть игрой хотя бы на фортепиано и разбираться в музыке. Именно так будущие мамы начинали приобщать своих, еще не родившихся гениев, к этому высокому искусству. 

Специалисты утверждают, что у детей, которым давали слушать музыку, находясь в еще в утробе, хорошо развит слух и чувство ритма. Они также быстрее других начинают реагировать на звуки и различать их. Поэтому очень важно продолжать интенсивно развивать музыкальные способности ребенка и после рождения. Для детей младшего возраста, существует десятки разных систем раннего музыкального развития. Характерной особенностью большинства, которых является игровая форма подачи музыки. Такие занятия превратят ее изучение в увлекательную игру, в которую захочется играть снова и снова. 

Итак давайте же разберемся с чего же конкретно стоит начать развитие музыкальных способностей такого крохи. 

Идеальным вариантом для новорожденного будет музыкальное сопровождение всех его действий. 

Для этого лучше выбрать классическую музыку. Ее сложные звуки возбуждают такие же сложные нервные модели, которые в свою очередь стимулируют некоторые процессы в коре головного мозга, отвечающие за ускорение интеллектуального и творческого развития. 

После полугода можно начать развивать у малыша чувство ритма. Для этого существует масса интересных и увлекательных игр. Например: « Ладушки». Мама напевает песенку и хлопает в ладоши вместе с ребенком, делая акцент на сильный звук такта мелодии. Ближе к году, малыш будет способен проделать тоже самое с другой мелодией. 

После года, когда ребенок начинает произносить первые слова, нужно приступить к развитию его музыкального слуха. Для этого можно использовать детские музыкальные инструменты, такие как металлофон, дудочка, пианино. Последнее, скорее всего, будет больше всего актуально и интересно для Вас обоих. На пианино можно показать, как поет птичка, нажимая на клавиши малой актавы (высокий звук), затем попросить ребенка воспроизвести звук самому. С помощью низких нот можно изобразить грозу, резко переходя в более высокую тональность для имитации капель дождика.