РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
И немножко помолчим...
развив.игры для маленьких.doc
Microsoft Word документ 53.5 KB

Автор игр "Весёлые кубики" Елена Матвиенко"

                    Музыкально-дидактические игры "Весёлые кубики"

Играя с детьми мы придаём большое значение формированию творческой личности. Через игру ребёнок познаёт мир. Познания музыкального мира у ребёнка происходит и через музыкальные игры, в которых используется множество видов деятельности, что позволяет ребёнку познать и прочувствовать ритм дождя, стук колёс, бесконечную дребезжащую музыку шмеля, параллельно воссоздаваемую им на музыкальных инструментах. Такие игры позволяют развивать внимание , воображение, музыкальный слух, тренируют память, общую моторику ребёнка.

Для игру нужен кубик, который можно изготовить из картона, обклеить самоклеющейся бумагой с картинками. Мягкие строительные модули так же подойдут для игры. Яркие картинки, эстетично выполненная работа вызовут желание у ребёнка играть таким предметом.

                                             Веселый кубик
Игра для детей средней или младшей группы

Задача. Учиться звукоподражанию разных голосов животных своим голосом, изменяя тембр, высоту согласно своим возможностям.
Ход игры
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик детям передай.
Кто пришел к нам, угадай!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («мяу-мяу-мяу») и т.п.
Затем игра продолжается.
На гранях кубика могут быть изображены: кошка, собака, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

                                       Кубик «Угадай-ка»
Игра для детей средней группы

Вариант, аналогичный игре веселый кубик, но уже с другим кубиком. На нем изображены предметы: часы, молоток, туча и капельки, самолет, паровоз, желтые листики.
Задача. Учиться звукоподражанию различных явлений голосом.
Ход игры
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Произносится текст:
Кубик деткам передай.
Что увидел, угадай!
Ребенок бросает кубик на пол в кругу. Педагог спрашивает у детей: «Что это?» - «Молоток». Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, изобразить голосом, как может звучать молоток («тук-тук-тук») и т.д. Игра продолжается: часы – «тик-так», капельки – «кап-кап», паровоз – «ту-ту», листики – «шур-шур-шур».

                                          Музыкальный кубик
Игра для детей средней группы
Задачи. Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.
Ход игры
На столике находятся детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик. ( Такие же детские музыкальные инструменты с их изображением размещаются на гранях кубика). Дети, стоя в кругу, передают кубик под весёлую знакомую музыку со знакомыми словами:
Подскажи нам поскорей
Кто начнёт игру быстрей?
Бросающий кубик ребёнок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет заранее выученную несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого ребёнка.
В конце игры дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

                                             Кубик-оркестр
Игра для детей старшей группы
Задачи. Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Целесообразно разбить детей на подгруппы.
По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

                                             Ритмический кубик
Игра для детей средней и старшей групп
Используется кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани- 1 бабочка, на второй -2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишек, на шестой – 6 ёлочек.
Задачи. Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п. Закреплять навыки прямого счёта, вызывать положительные эмоции от игры.
Ход игры
Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми весёлый кубик,
Передай его друзьям.
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д.
Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.

                                    Кубики-календарики
Игра для детей старшей группы
На гранях кубика – картинки с изображением времён года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. (Их можно использовать для игры «Ритмический кубик»
Задачи. Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющихся друг друга времён года и воспитывать творческое отношение к природе.
Ход игры
Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:
Календарик мы листаем,
Кубик другу отправляем.
К кому кубик попадёт,
Тот стишок нам всем читаем!
Ребёнок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.
В процессе игры можно выучить с детьми стихотворения из цикла С.Маршака «Круглый год».